Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A
Версия для слабовидящих

Медицинский центр НОРИС

453118, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 101
пн.-пт. 8.00 - 19.00, сб. 8.00 - 16.00, вс. выходной
Диспетчерская служба пн.-пт. 800-1900, сб. 800-1600, вс. вых.
8 (3473) 24-03-03
запись на прием - mc240303@mail.ru.
Главная Полезное Ответственность за внедрение инноваций в здравоохранении

Ответственность за внедрение инноваций в здравоохранении

Ответственность за внедрение инноваций в здравоохраненииРуководители объектов и подразделений системы здравоохранения постоянно сталкиваются с трудными решениями, касающимися внедрения и распространения новых медицинских устройств, цифровых технологий и способов оказания медицинской помощи. Хотя руководители медучреждений принимают всё более сложные решения о внедрении новых цифровых технологий из области медицины, способы их взаимодействия с разработчиками, для обеспечения устойчивости системы медицинских услуг и охраны здоровья, остаются недостаточно изученными. Как правило, решения принимаются на ранней стадии процесса инновационного развития, а поэтому, сделанный ими выбор напрямую влияет на устойчивость систем оказания медицинской помощи.

Специалисты и компании-разработчики медицинского оборудования стремятся вовлечь заинтересованные стороны на ранней стадии формирования идей, с помощью контекстно-зависимых методов. Они, как правило, обращаются к конкретным преимуществам на системном уровне, но часто испытывают затруднения с позиционированием их решения в рамках системы здравоохранения. При этом показывают достоинства своих изобретений, которые способны уменьшить нехватку персонала в сфере специализированной помощи, увеличить возможности врачей общей практики или автономию пациентов (либо лиц, осуществляющих уход). Приняв на себя на себя управленческую роль, ориентированную на концепцию развития ответственных инноваций в здравоохранении, чиновники от медицины могут внедрить более инклюзивные процессы проектирования, сформулировать ключевые задачи на системном уровне и помочь новаторам скорректировать уровень и интенсивность кураторства, требуемые в процессе работы над пилотными образцами медицинского оборудования.

С этой точки зрения, концепция ответственных инноваций в здравоохранении привлекает внимание к характеристикам ответственности, которыми должно обладать инновационное решение, и к тому вкладу, который оно может внести в качество медицинского обслуживания. Ведь устойчивость самой системы характеризуется по следующим параметрам:

  1. здоровым населением;
  2. превосходной медицинской помощью («эффективной, безопасной, своевременной, ориентированной на пациента, справедливой и действенной»), желательно полностью окупаемой на налоги граждан;
  3. справедливостью, которая подразумевает, что услуги предоставляются без дискриминации или неравенства.

В частности, концепция развития подчёркивает важность внедрения инклюзивных процессов проектирования для сбора потребностей различных заинтересованных сторон, которые должны поддерживать разработку решений, отвечающих задачам системного уровня. Всё это должно происходить с оглядкой, на уровни и интенсивность внедрения, необходимых для безопасного и эффективного использования инновации предполагаемыми пользователями.

Стремясь помочь менеджерам здравоохранения во внедрении «инновационных методов работы», учёные проливают свет на организационные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия. Сейчас широко изучается организационная готовность к изменениям, влияние междисциплинарного сотрудничества, вовлеченность сотрудников и клиническое лидерство. В таких исследованиях признается, что решения руководителей здравоохранения сдерживаются «нехваткой ресурсов». И действительно, директивные органы промышленно развитых стран всё чаще подчёркивали необходимость сокращения роста расходов. Это привело к давлению не только на набор рабочей силы и оказание услуг, но и на расходы, связанные с лекарствами и медицинским оборудованием. Согласно международному глобальному исследованию, наиболее часто задокументированные проблемы, с которыми сталкиваются системы здравоохранения, связаны с управлением (стратегии, сотрудничество и межсекторальная координация), предоставлением услуг (качество, доступ и интеграция) и человеческими ресурсами (наличие и компетентность). Таким образом, помимо экономической и организационной устойчивости, руководители региональных медицинских организаций должны также учитывать новый подход в поиске баланса между адекватной открытостью инновационного внедрения и государственным бюджетом, выделяемым на здравоохранение.

Необходимо также понимать, что финансирование, разработка и вывод на рынок новых технологий в медицинской отрасли должны опираться на потребности в соответствии со спросом, а средства из бюджета должны направляться, через бухгалтерию медицинского учреждения, на решение основных социальных, экологических и экономических задач. Существует ряд атрибутов, которыми характеризуется эффективность/правильность подготовки к внедрению.

Инклюзивность относится к степени вовлечения заинтересованных сторон в этапы проектирования, разработки и пилотного внедрения инновации. Для этого на ранних этапах следует привлекать различные типы заинтересованных сторон (например, медицинских и социальных работников, лиц, принимающих решения, пациентов, родственников, представителей сообщества и гражданского общества). Инклюзивность предполагает, что разработчики должны уточнить, какие заинтересованные стороны внесли свой вклад в разработку их решения, какие методы были использованы для сбора их ожиданий и потребностей, а также то, как такой вклад сформировал эффективность решения.

Оперативность относится к способности обеспечивать динамичные решения существующих и возникающих проблем в системах здравоохранения. Чтобы поддержать устойчивое развитие своего объекта, любой руководитель должен решать проблемы системного уровня, которые могут включать в себя:

  • Демографические сдвиги (старение населения, миграция);
  • Эпидемиологические сдвиги (хронические заболевания, новые или повторно возникающие инфекционные заболевания);
  • Трудности с кадровыми ресурсами (обучение, супервизия и текучесть кадров);
  • Пробелы в оказании услуг (доступность, качество и ориентированность на пациента);
  • Пробелы в знаниях (сбор, анализ и интерпретация данных, разработка и внедрение инструментов, основанных на знаниях);
  • Пробелы в управлении (координация, межсекторальные действия и общественное партнёрство).

Уровень и интенсивность медицинской помощи относятся к принципу субсидиарности, в соответствии с которым наиболее децентрализованная единица, включая пациента, должна быть мобилизована для предоставления услуги, когда это возможно сделать эффективно и безопасно. Поддерживая эффективное функционирование системы здравоохранения, руководитель сам должен стремиться к получению высококачественных результатов при одновременном снижении трудоёмкости. Это может быть достигнуто, например, за счёт обеспечения надлежащего последующего наблюдения со стороны врачей общей практики, местных медицинских и социальных работников или сокращение ненужных вмешательств на самом специализированном уровне.

Используемые методы зависят от контекста и могут включать как формальные, так и неформальные стратегии изучения потребности. Но лучше опираться на мнения специалистов, ведь разработчики, которые стремятся попросить уязвимых пациентов и/или их опекунов определить приоритеты направления, делают, порой, заведомую ошибку. "Если вы протяните утопающему дубинку или теннисную ракетку, он все равно за неё схватится. А тут получается ситуация, что когда пациенты «тонут», то разработчики их спрашивают: «теннисная ракетка для вас более ценна, чем дубинка?». Это явно плохой наводящий вопрос с непредсказуемым результатом.

На ранней стадии идеи, изобретатели, разработчики, исследователи и учёные используют различные методы взаимодействия с заинтересованными сторонами, начиная от неформальных дискуссий и заканчивая структурированными групповыми процессами. Интенсивность и объём этих методов варьируются в зависимости от целей внедрения какого-либо инновационного продукта, лекарства, технологии и т.п., но также зависят от способности получить доступ и взаимодействовать с практикующими специалистами в области здравоохранения и социальной помощи.